Новая атака на Россию: западное СМИ сравнило «Юнармию» с «Гитлерюгендом»
В первых же абзацах западные журналисты сделали акцент на том, что российская «Юнармия» чуть ли не копирует немецкий «Гитлерюгенд». Говоря об этом, они ссылались на мнение экспертов. Доказательства, что «Юнармия», действительно, хоть чем-то похожа на немецкое молодежное движение фашисткой Германии, не приводятся.

«Разгромные» публикации такого типа обычно появляются в канун важных для России праздников, среди них – День Победы, который нам часто «советуют» перестать отмечать, а также День памяти и скорби.
Материал об «Юнармии» вышел перед 9 мая на Daily Mail. Информационным поводом послужил короткий ролик, где дети в военной форме участвуют в патриотическом мероприятии в честь Дня Победы. Оно состоялось в Пятигорске и объединило 500 детей.
Подмена понятий
В первых же абзацах западные журналисты сделали акцент на том, что российская «Юнармия» чуть ли не копирует немецкий «Гитлерюгенд». Говоря об этом, они ссылались на мнение экспертов. Доказательства, что «Юнармия», действительно, хоть чем-то похожа на немецкое молодежное движение фашисткой Германии, не приводятся.
Авторы публикации также утверждают, что детей в «Юнармии» обучают лишь одному: «Упражнениям, умению обращаться с автоматами Калашникова, борьбе и прыжкам с парашютом».
Давайте разберемся в ситуации сами и сначала выясним, что из себя представлял «Гитлерюгенд». Для этого не нужно быть историком, информации о немецком движении достаточно в открытых источниках и словарях.
Так, портал «Военное обозрение» характеризует его как юношескую организацию, которая появилась в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия. Ее возглавил рейхсюгендфюрер, который напрямую подчинялся Адольфу Гитлеру. Сначала в движение вступали лишь по желанию, но затем это стало обязательным почти для всех немецких мальчиков. Как только юноше исполнялось 10 лет, он был обязан зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире, где его тщательно проверяли, особенно на «расовую чистоту». Спустя еще несколько лет в Германии приняли закон, согласно которому представители «Гитлерюгенд» затем становились либо партийными чиновниками, либо военными.
Однако не все юноши в свое время успели дорасти до призывного возраста, прежде чем взять в руки оружие. В письмах советских солдат упоминается, как уже в момент взятия Берлина в боях участвовали подростки. Одно из таких посланий приводит «Российская газета», его прокомментировала военный историк и психолог Елена Сенявская.
В 1945 году «Гитлерюгенд» перестал существовать
«Бывший замполит стрелкового полка Иван Падерин вспоминал, как его однополчане увидели странную картину: из Тиграртена вдоль Колоненштрассе двигались выстроенные в квадраты подростки. Четыре живых квадрата, в каждом до сотни юнцов. Все в школьных черных кителях, с ранцами. На плечах фаустпатроны. Они спешили в засаду против наших танков. У советских пулеметчиков не поднялась рука открыть огонь по детям. Решили их обезоружить. Пустили в ход дымовые шашки. Поднялась плотная дымовая завеса. Юнцы метались, а падавшие навзничь взрывались: в ранцах вместо книг был тротил со взрывателями. Остальные повернули обратно. «Живые мины не сработали. Мы избавили их от верной гибели. Многие из них сегодня, наверное, живы и не могут не помнить об этом…», — рассказывал советский офицер, не захотевший стрелять в немецких мальчишек», — пишет военный психолог.
При этом в советской армии даже в самые тяжелые периоды войны призывной возраст ниже 18 лет не ставили. Только в 1944-м начали брать 17-летних юношей, которые, по большей части, помогали старшим товарищам в тылу.
«У нас совсем иные цели»
Приведенной выше информации более чем достаточно, чтобы понять, что в свое время представлял «Гитлерюгенд». Ничего общего между современной российской «Юнармией» и этим движением нет. Об этом, в частности, говорит уроженка Волгограда, заместитель начальника Главного штаба «Юнармии» Елена Слесаренко.
По ее словам, «Юнармия» не ставит перед собой главную и единственную цель – военную подготовку детей. Прежде всего наставники хотят воспитать настоящих патриотов своей страны.
Фото: личный архив Елены Слесаренко
«Патриотизм нельзя воспринимать исключительно как умение владеть оружием, знать воинские уставы и ходить строем. Патриотизм – это прежде всего любовь и уважение к родным и близким, друзьям и коллективу, труду и творчеству, своему дому и краю, где родился и вырос», — отмечает Слесаренко.
В «Юнармии» за несколько лет появилось множество кружков, которые, мягко говоря, далеки от военного искусства – это и пение, и журналистика, и техническое творчество, и КВН, и спорт. Проводятся квесты по географии, истории, у молодежного движения есть даже свои симфонические оркестры.
«Мы наращиваем усилия и получаем поддержку от региональных властей в создании Домов «Юнармии». Их у нас уже 26. Сейчас работает множество кружков и секций, где занятие по душе сможет найти любой ребенок. Хотят дети петь – пожалуйста! Есть кружки исполнительского искусства и музыки. Хотят танцевать – создаем танцевальные кружки, приглашаем для проведения занятий наставников. Хотят собирать роботов – добро пожаловать на тематические занятия в Дома ЮНАРМИИ», — поясняет олимпийская чемпионка.
Она отметила, что военно-патриотические мероприятия в «Юнармии» крайне популярны, и молодежь сама говорит о своем желании участвовать в них. Никто их не принуждает к этому. Работа «Юнармии» в принципе строится на основе потребностей самих детей.
«Среди детей и подростков очень много желающих участвовать в акциях, связанных с торжественными мероприятиями, воинскими ритуалами, заниматься вопросами изучения военной истории, знакомиться с техникой и оружием, жизнью и бытом войск. Но это всего лишь одно из направлений нашей деятельности, которое наиболее публично заметно», — рассказала волгоградка.
Очередная слабая попытка
Подобные сравнения от зарубежных СМИ уже никого не удивляют, но по-прежнему остро воспринимаются людьми. Особенно теми, кто живет в городах, для которых историческая память крайне важна. К таковым относится Волгоград.
За последнее время в городе-герое происходит все больше событий, авторы которых старательно пытаются переписать историю. Сначала в волгоградском аэропорту хотели поставить памятнику человеку, который в свое время воевал под Сталинградом, Йозефу Штраусу. На это молниеносно отреагировали ветераны и общественность, сказав лишь одну фразу: «Пускай только попробуют».
То, что установить монумент в Волгограде не удалось, «доброжелателей» не остановило. Теперь делегации немецкой молодежи чуть ли ни прописались в городе и постоянно ищут встречи с местными школьниками для реализации так называемых «образовательных проектов». Правда, и эти попытки терпят крах.
Публикация о сравнении «Юнармии» с «Гитлерюгендом» тоже к успешным не относится. Об этой неприятной тенденции в уже вышедших материалах SM News не раз говорил кандидат исторических наук, сотрудник Волгоградского государственного университета Владимир Шевченко.
«Западу не выгоден образ России, как страны, победившей в самой страшной в истории человечества войне – войне с фашизмом. Не случайно, говоря о победе над «коричневой чумой», в западных странах в угоду политической конъюнктуре все чаще «забывают» о том, что главный вклад в нее внес Советский Союз», — резюмирует ученый.

18 июля 2019 года в региональном информационно-аналитическом центре (РИАЦ) состоялся круглый стол на тему противодействия фальсификации истории, в котором приняли участие известные волгоградские эксперты, общественники, представители медийного сообщества, молодежных и патриотических организаций. Мероприятие было приурочено к памятной для нас дате – 17 июля - начало Сталинградской битвы.
ПодробнееДобавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.